СДВГ – это поведенческо-возрастное расстройство, которое характеризуется нарушениями внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

Точные причины возникновения синдрома неизвестны. Cреди возможных называют такие, как наследственность, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, ранние инфекционные заболевания и др.

СДВГ встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек, в соотношении 8 : 1. У девочек больше выражен дефицит внимания, а у мальчиков – гиперактивность.

Диагностируется СДВГ на основе клинических наблюдений, обследования невролога, психологического обследования. Первые симптомы, как правило, появляются в дошкольном возрасте, оптимальный возраст для диагностики 5 – 7 лет.

Существует мнение, что в результате эволюционного скачка на Земле появилась популяция более совершенных людей. Стали рождаться "новые" дети, пришедшие для того, чтобы изменить мир к лучшему. Их количество неуклонно растет, и будущее планеты принадлежит им. Таких детей обозначают красивым, но не имеющим отношение к психологии термином термином "Дети Индиго". Считается, что более совершенному и иначе работающему мозгу Детей Индиго требуется больше времени для созревания. Отсюда - нарушения внимания и, как следствие, проблемы с поведением, школьной успеваемостью и др. Эти дети обладают очень высоким интеллектом, но в школе учатся плохо, так как "не вписываются" в современную систему образования. Психофизиологические исследования выявили, что эта группа детей на 98% совпадает с детьми с СДВ/СДВГ.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)

A. (1) Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

(2) Из перечисленных ниже признаков гиперактивности и импульсивности по крайней мере шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев:

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

10. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

11. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

12. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

13. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

14. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

15. Часто бывает болтливым.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

16. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

17. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

18. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз «Сочетанная форма СДВГ».

 Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».

Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

Коррекция СДВГ носит индивидуальный характер с учетом выраженности проявлений синдрома. Комплексный коррекционный подход сочетает в себе работу с родителями, педагогами, методы психолого-педагогической коррекции и психотерапии, при необходимости – лекарственную терапию. Медикаментозное лечение подавляет симптомы, но не лечит сам СДВГ.


Рекомендации для родителей детей с СДВГ:

 - Объясните близким ребенку людям и педагогам, что в ряде случаев негативные поступки малыша не являются умышленными, просто он не всегда в состоянии контролировать свое поведение.
 - Организуйте ребенку постоянный и строгий режим дня.
 - Старайтесь всегда разговаривать с ребенком спокойно и сдержанно.
 - Не подавляйте двигательную активность ребенка, а направьте ее в нужнее русло.
 - Избегайте переутомления ребенка, связанного с большим количеством ярких впечатлений.
 - Каждый раз давайте ребенку только одну конкретную инструкцию на определенный промежуток времени.
 - Если хотите изменить поведение ребенка, выберите какую-либо одну проблему на данный период.
 - В процессе подготовки уроков разрешайте ребенку время от времени встать из-за стола, подвигаться, а затем продолжить занятия.
 - Добивайтесь повышения самооценки ребенка. Отмечайте сильные стороны его личности и поощряйте достижения.


© Татьяна Семенко, психолог.

Ещё статьи...

При использовании активная ссылка на сайт http://www.t-sem.ru обязательна.