Надежда: Добрый день, Татьяна.

Я бы хотела обратиться к вам за консультацией для сына. Волнует меня его душевное состояние.

Зовут его Влад. Ему одиннадцать лет. Лидер по натуре. Семья полная. Он младший ребенок в нашей семье. Старший старше его на 10 лет и учится в институте. Живет отдельно с девушкой в другой квартире. Мы с мужем проявляем к сыновьям постоянно свою любовь и уважение. Ругаем редко, но метко.

Влад учиться в 5 классе. 100% левша. В общим учится не плохо, но принудительно. В школе есть проблемы  со сверстниками. Они его обзывают, бывают драки. У него не получается постоять за себя. В нем растет внутренняя агрессия. Не умеет совершенно заводить друзей.

Мы с мужем пытаемся его понимать и корректировать, а не ломать. С нами в двухкомнатной хрущевке живет еще бабушка (мать мужа). Сын с бабушкой живет в одной комнате. Бабушка конечно по стилю больше «Фрекин бок», чем «бабушка из Красной шапочки». Постоянно диктаторство и начальственный тон. Бесконечные жалобы нам, что он не делает уроки, ничего не учит, только сидит за компьютером. Она весь день с ним. При чем живет им, его уроками…

Да, компьютер – это бич нашего времени.  Скрываясь от всех невзгод, он не гуляет, не ходит на секции ( хотя пробовали разные, но по здоровью бросали), а сидит в сетевых играх. Говорит, что там чувствует себя более защищенным…

Я конечно тактично говорю с бабушкой, чтобы она не давила на него, а больше старалась верить ему и не проверять лишний раз, не делала за него уроки, не рисовала рисунки и т.п.. Была просто любимой бабушкой… Получается не очень…

Сын мечтает о том, что мы построим дом, где у него будет своя комната и он врежет замок и будет от всех закрываться. А так же, что он уйдет тогда из данной школы. Я его понимаю, но данная перспектива меня очень волнует. Тем более, что в ближайшие года 3-5 у нас нет возможности улучшить жилищные условия. И как вы понимаете мы с мужем целыми днями на работе. Уходим в 8 утра, возвращаемся в 10 вечера.

Может вы подскажете, что делать. Возможно у вас есть опыт, как научить ребенка в таком возрасте воспринимать жизнь такой какая она есть; противостоять, а не закрываться; найти реальных друзей и реальное увлечение, а не виртуальное. Он конечно нас любит, но психологически стал отдаляться. Даже на предложение сходить погулять выходные вместе он отказывается в пользу компьютера.

 

Татьяна Семенко: Здравствуйте, Надежда.

Основная цель интересующих нас форм поведения Влада - защита. Он постоянно чувствует себя незащищённым, и могу предположить, что мальчик имеет повышенный уровень тревожности. Я думаю, что не конфликты со сверстниками являются первопричиной этого.  Глубинные причины следует искать в семье, где большее количество времени он проводит с авторитарной и гиперопекающей бабушкой. Но взрослые люди радикально не меняются, следовательно, основное количество времени следует уделять не попыткам коррекции поведения бабушки, а Владу.

Ощущение незащищённости означает присутствие страха перед какими-либо опасностями. Чего именно Влад боится больше всего? Как выглядит его страх? 

Возможно, он сможет персонифицировать свой страх, то есть представить его в виде мифического существа. Если мальчик боится, значит рядом с ним появляется это существо - назовём его, допустим, Страшок. Когда враг будет выявлен и персонифицирован, следует придумать эффективные способы изгнания Страшка.

Можете попросить вашего сына нарисовать свои страхи. Потом вы вместе можете корректировать эти рисунки, придавая им нестрашный и забавный вид. А можно рисунки не менять, а уничтожать вместе с мальчиком, что будет означать избавление от страхов.

Расскажите Владу, что храбрость и бесстрашие можно тренировать так же, как и мышцы, и это ему по силам. Вспомните случаи, когда у мальчика получалось противостоять, а не избегать. Особо отмечайте такие ситуации и хвалите Влада за проявленную стойкость.

Научите его ощущать состояние бесстрашия. Следующий этап - фиксировать это состояние и вызывать его по желанию, оказавшись в ситуации, где оно понадобится. Для этого можно "привязать" наступление этого состояния к какой-либо песне, жесту и т.п. После некоторого количества тренировок прослушивание данной песни или совершение определённого телодвижения будет вызывать ощущение бесстрашия, неуязвимости, защищённости. 

В виртуальной реальности человек может отгородить себя от вызывающего дискомфорт одним кликом на кнопку "игнор" или "выход". В интернете человек может представить себя тем, кем он хочет быть, без особых усилий. Объясните Вашему сыну, что это всего лишь иллюзия, которая исчезнет после выхода из виртуального пространства. А из реальности нельзя уйти, кликнув мышкой. Если Вы поймёте, что у Влада формируется зависимость от интернета, решать эту проблему лучше не по инету, а при помощи очного общения с психологом.

С уважением, Татьяна.